Ближайшее экономическое и политическое будущее России неразрывно связано с ценами на основной источник национального богатства — нефть. За Владимиром Путиным закрепилась репутация везунчика. Ведь с момента прихода его к власти и вплоть до середины 2014 года цены на товар №1 выросли без малого в 10 раз, щедро наполняя федеральный бюджет валютной выручкой. Конечно, для такого скачка были вполне конкретные экономические предпосылки, прежде всего, значительный рост потребления в Китае и других развивающихся странах. Однако факт остается фактом — Путин попал на эту волну. Именно тучные нулевые заложили основу для нынешнего влияния Российской Федерации в Европе и на постсоветском пространстве, именно цена на нефть марки Brent выше 100 долларов за бочку стала важной составляющей уверенности Путина, что денег для захвата новых территорий хватит. До поры до времени денег действительно хватало всем — и олигархам, и военным, и народу кое-что перепадало. Но как только нефтяной поток стал на глазах пересыхать под натиском сланцевой нефти и стагнации спроса, а цены рухнули в два раза от своих прошлогодних максимумов, начались серьезные проблемы.

Впервые в новом тысячелетии Государственной думе пришлось заниматься весьма нетипичным для себя занятием — не перераспределением дополнительных поступлений, а секвестром. Переводя с экономического языка — урезанием расходов. На последнем июльском заседании депутаты урезали государственную смету по основным статьям на 10%. Но даже такие меры не помогли удержать дефицит в рамках ранее запланированных 0,6% ВВП. Новый прогнозный показатель — 3,7%.

Почувствовали на себе пересыхание бюджетных кранов и крымчане. С оккупированного полуострова начали поступать казавшиеся еще год назад немыслимыми новости — местные депутаты просят у Москвы кредит в размере 3,453 миллиарда рублей на покрытие дефицита бюджета. Во время своего последнего визита в Крым Дмитрий Медведев также сменил риторику, акцентируя внимание на том, что Крыму тоже нужно прилагать усилия для развития экономики, а не только надеяться на дотации. Как зарабатывать самим в условиях жесточайшей политической и экономической изоляции, сокращения частных инвестиций, падения количества отдыхающих и беспрецедентного кадрового дефицита, российский премьер не объяснил.

читать дальше